Пятиступенчатая коробка переключения передач автомобилей  "Волга" (Газ-3110, 31029) и "Газель"
Пятиступенчатые коробки передач для автомобилей ГАЗ-3302 ”Газель” и ГАЗ-31029 ”Волга” унифицированы по большинству деталей. Коробка передач автомобиля ”Газель” отличается первичным валом (25 зубьев вместо 26), насадным венцом привода блока шестерен (35 зубьев вместо 36), шестерней первой передачи (45 зубьев вместо 43) и шестерней привода спидометра, а также более высоким корпусом рычага переключения передач и длиной нижнего конца рычага.

 

Снимаем декоративное пластмассовое кольцо. Поднимаем резиновый уплотнитель.
Клещами типа ”кобра” отворачиваем колпачковую гайку, крепящую рычаг к механизму переключения передач. Снимаем рычаг переключения передач.
Отвернув пробку шестигранником ”на 12”, сливаем масло из картера коробки передач. Ключами ”на 14” и ”на 17” отворачиваем четыре болта крепления карданного вала к фланцу заднего моста (перед разъединением взаимное положение деталей нужно пометить).
Выводим карданный вал из удлинителя коробки передач и снимаем его с автомобиля. Отсоединяем провода от датчика включения заднего хода.
Пассатижами отворачиваем гайку троса привода спидометра и снимаем трос. Двумя ключами ”на 13” отворачиваем от коробки передач кронштейн крепления приемной трубы.
Этими же ключами отворачиваем кронштейн крепления промежуточной трубы от упругого элемента подвески. Снимаем трубу с подвески и отводим вниз.
Головкой ”на 14” отворачиваем четыре болта крепления задней опоры силового агрегата к кузову. Отворачиваем два болта ”на 14” крепления опоры к крышке коробки передач.
Снимаем опору. Ключом ”на 19” отворачиваем четыре гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.
Сдвинув коробку передач назад, снимаем ее с автомобиля (выхлопную трубу можно, если потребуется, оттянуть вниз). Снятую коробку передач очищаем от грязи и ключом ”на 10” отворачиваем болт, крепящий стопорную пластину привода спидометра.
Вынимаем привод. Отворачиваем четыре болта ”на 12” крепления крышки механизма переключения передач.
Снимаем крышку, стараясь не повредить уплотнительную прокладку. Ключом ”на 12” отворачиваем три болта крепления направляющей муфты выжимного подшипника.
Снимаем направляющую вместе с прокладкой. С помощью двух отверток снимаем стопорное кольцо с наружной обоймы подшипника первичного вала.
Ключом ”на 13” отворачиваем болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода (к картеру коробки передач). Ключом ”на 12” отворачиваем 10 болтов крепления крышки к картеру коробки передач.

Для удобства удлинитель можно зажать в тиски с мягкими губками (используя, например, прокладки из меди) и сдвигать картер, помогая легкими ударами медного молотка по ушкам его крепления к картеру сцепления. Воздействовать на торец первичного вала нельзя, так как это может привести к повреждению синхронизатора!

Не потеряйте также регулировочные прокладки, находящиеся в расточке картера под подшипник блока шестерен.

Разъединяем картер и крышку коробки передач. Отворачиваем два болта ”на 13” и снимаем пластину фиксаторов штоков.
Пинцетом вынимаем пружины фиксаторов. Ключом ”на 10” отворачиваем болты крепления вилок на штоках.
Для доступа к болту шток пятой передачи и заднего хода надо продвинуть вперед. Медным молотком выбиваем штоки. Последним выбиваем шток третьей-четвертой передачи (чтобы не повредить детали механизма переключения передач).
Извлекаем штоки из отверстий в крышке и… …вынимаем вилки переключения передач из пазов муфт. (После этого вилки снова надеть на соответствующие штоки, чтобы не перепутать при сборке.)
Чтобы не потерять шарики фиксаторов, отверткой проталкиваем их внутрь картера, подставив предварительно руку. С этой же целью замки штоков страхуем от выпадения консистентной смазкой.
Ключом ”на 13” отворачиваем второй болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода (к крышке коробки передач). Щипцами разжимаем стопорное кольцо наружного подшипника вторичного вала и, ударяя медным молотком по торцу, выпрессовываем вал.
Одновременно извлекаем из крышки все валы (первичный, вторичный, промежуточный) и ось промежуточной шестерни заднего хода. Руками разъединяем первичный и вторичный валы. Не потеряйте при этом ролики переднего подшипника вторичного вала (14 штук).
Устанавливаем вторичный вал вертикально в тиски. Клещами разжимаем стопорное кольцо ступицы третьей–четвертой передачи. Снимаем стопорное и пружинное кольца.
Поддеваем двумя отвертками шестерню третьей передачи и сдвигаем ее вверх вместе с муфтой и ступицей четвертой передачи. Снимаем с вала муфту третьей–четвертой передачи вместе со ступицей. Если синхронизатор не разбираете, муфту со ступицы не сдвигайте!
Снимаем блокирующее кольцо и шестерню третьей передачи. Вынимаем игольчатый подшипник шестерни третьей передачи.
Снимаем стопорное кольцо упорных полуколец вторичного вала. Снимаем два упорных полукольца.
Вынимаем стопорный шарик. Снимаем шестерню второй передачи.

В такой же последовательности продолжаем разбирать вал до снятия шестерни первой передачи включительно. Дальнейшая разборка вторичного вала ведется с другого его конца (со стороны шестерни привода спидометра) и заканчивается снятием шестерни заднего хода.

В нашем случае потребовалось заменить шариковый подшипник промежуточного вала (блока шестерен).

Двумя мощными отвертками снимаем шариковый подшипник блока шестерен. При сборке все валы устанавливаем в крышку коробки передач одновременно. Если эта операция вызывает затруднения, комплект валов для удобства можно стянуть ремнем.

Сборку проводим в обратной последовательности. К этому – несколько замечаний. Детали, не подвергшиеся замене, нужно устанавливать на прежние места, сохраняя, насколько это возможно, их взаимное положение относительно других деталей.

Толщина прокладки между картером и крышкой коробки передач влияет на величину осевого зазора блока шестерен (при расчете ее толщина принимается равной 0,33 мм). Поэтому устанавливать ее надо обязательно, смазав в случае повреждения герметиком.
Установив коробку на автомобиль, заливаем трансмиссионное масло. Если сделать это раньше, оно вытечет через удлинитель.

 

Copyright (C) Alexander V. Kustov 2005
Best view in 1024*768